Как оценить юзабилити сайта или забота о своем читателе превыше всего

как оценить юзабилити сайта

Привет всем. Сегодня с вами Екатерина Калмыкова. Любой веб-мастер или блогер любит и ценит своего читателя, поэтому он всегда должен заботиться об его удобстве нахождения на сайте, о правильном юзабилити. Именно это английское слово означает очень важный фактор для развития и роста вашего ресурса в сети.

Если у вас на блоге будет удобное юзабилити, то вы тем самым повышаете интерес и лояльность пользователей. И наоборот, при наличии неудачного интерфейса появляется огромная вероятность отказа читателей от вашего веб-ресурса, независимо от того насколько он полезный. Поэтому в этой статье я бы хотела коснуться очень интересной темы — что такое юзабилити, его принципы и как оценить юзабилити сайта.

Что есть юзабилити

Давайте рассмотрим путь мышки в руках посетителя вашего проекта:

путь курсора пользователя

Именно эти действия читатели выполняют практически каждый день, на автомате, не задумываясь. Так почему же какие-то посещаемые ресурсы пользователи запоминают, добавляя их в закладки и подписываясь на них, возвращаются на них снова и снова, а другие ресурсы остаются в тени, невостребованными и забытыми? Почему, набирая определенный запрос в поисковой строке, мы получаем огромное число сайтов с запрашиваемой информацией, но выбираем зачастую всегда одни и те же?

Чтобы ответить на эти вопросы приведу простой пример из жизни. Вот буквально недавно мы с Антоном ездили в мебельный салон, где купили кресло-качалку. Давно я ее хотела и вот наконец-то получила :). Когда меня спрашивают: «Почему я выбрала именно ее?» Я отвечаю не задумываясь: «Потому что среди всех она оказалась более удобной!» Надеюсь вам понятна аналогия?

пример

В моем ответе на вопрос я привела пример с покупкой кресла-качалки. В чем, например, для меня состоит удобство купленного кресла: мягкое сиденье, легкое на подъем, комфортная высота, приятный цвет. Эти понятия определяют мой выбор именно этого кресла. Аналогичные понятия применимы и в описании сайта и за них отвечает юзабилити. Также как производитель кресла отвечает за удобство и комфорт потребителя, также и веб-мастер отвечает за удобство при пользовании веб-проектом посетителем. Таким образом, юзабилити – это удобство пользования сайтом.

В него входят не только технические характеристики ресурса, отвечающие за удобство, но и учитывается направленность проекта. Конечно же запросы к сайту и его структура будут отличаться в зависимости от вида веб-ресурса. Например, видео-контент и кулинарный форум.

Принципы юзабилити

Какие же принципы юзабилити можно выделить:

принципы-юзабилити

1. Навигация. Пользователь всегда должен знать, где он находится сейчас и как ему перейти на главную страницу или сделать шаг назад. Вся навигация должна быть продумана от и до.

2. Кроссбраузерность. В каждом браузере ваш блог должен отображаться правильно. Проверить это можно самостоятельно, используя самые распространенные браузеры. Или воспользоваться онлайн-сервисами для проверки этого параметра.

Кстати, я планирую скоро выпустить небольшой сборник-помощник для блогера, в котором будут собраны все онлайн-сервисы и программы для работы. Подпишитесь, чтобы не пропустить выход данного материала. Именно наши подписчики получат его в первую очередь.

3. Функционал. Ошибки и недочеты могут появляться на каждом ресурсе. Здесь важно вовремя на них реагировать и конечно же стараться исправлять. Если же посетители будут видеть недочеты на постоянной основе, то вы рискуете в скором времени остаться без них (я имею в виду посетителей, а не недочеты 🙂 ).

Статьи в тему:

Проверка на ошибки сайта онлайн: предупрежден, значит вооружен

Как проверить пунктуацию и орфографию в тексте онлайн: будь грамотным

4. Дизайн. Здесь главное правило: не переборщить. Цвета должны быть сбалансированы, не вызывающие, сочетаться между собой. Цветовая гамма должна привлекать, а не раздражать и отталкивать. Дизайн является лишь дополнением вашего сайта, а не наоборот.

Статьи в тему:

Цветовая палитра сайта и виды цветовых моделей

Как увеличить посещаемость сайта с помощью психологии цвета

Основные принципы в подборе цветов и как выбрать цвет для сайта

5. Контент. Информация, размещаемая на блоге, является его основой, смыслом. Читатель должен легко воспринимать текст. Если же статья вызовет трудности, то скорее всего пользователь закроет ваш сайт и пойдет искать новый, более понятный и удобный. А вам это надо? Думаю – нет!

Статьи в тему:

Что такое контент для сайта, его виды и правила наполнения

Где брать контент для сайта? Плюсы и минусы платных и бесплатных источников

«Почему важны так эти принципы?» – спросите вы. Да потому что применение этих принципов позволит вам улучшить юзабилити своего ресурса. В свою очередь юзабилити поможет вам:

  • Повысить конверсию. Правильная навигация на странице может подтолкнуть пользователя к выполнению определенного действия, нужного вам. Например, нажать на кнопку «Оформить заказ» или «Купить». Если посетитель задумается, то вы можете его потерять и он останется в категории «Потенциальный покупатель».
  • Повысить посещаемость. Вы бы вернулись на блог, который вам не понравился в пользовании, у которого очень запутанная структура, нет меню, непонятная навигация? Конечно же, нет. Так ответят большинство читателей. А захотели бы вернуться на сайт, если вам там было удобно и комфортно, после посещения данного ресурса у вас остались положительные эмоции. Конечно, да.

повышение-посещаемости

Хорошая посещаемость на постоянной основе или разовые случайные посещения. Выбор за вами!

Рекомендации по юзабилити сайта

Давайте рассмотрим 3 кита, на которых стоит юзабилити.

1. Заботимся о восприятии информации посетителем:
— меню не более 8 пунктов. Нагромождение разных пунктов только запутает пользователя, поэтому выделяем самые необходимые и актуальные для ресурса моменты.
— отражение темы статьи в ее начале. А потом уже планомерно раскрываем суть темы. Читатель сразу должен понять: это то, что он искал или нет.
— форматируем текст. Читатель лучше и легче воспринимает текстовую информацию, изложенную аккуратным, читабельным шрифтом. Структурируем текст (выделяем абзацы, подзаголовки, используем нумерацию и таблицы).

2. Экономим время посетителя:
— высокая скорость загрузки страниц (не более 2 секунд). Наверное не стоит объяснять, насколько сейчас важен этот параметр для современного пользователя интернет-ресурсом, который постоянно куда-то спешит. Скорость загрузки зачастую зависит от работы вашего хостинг-провайдера, от работы сервера, от веса страниц. Поэтому к выбору хостинга нужно подойти разумно.

Статьи в тему: 

Что такое домен и хостинг простыми словами

Отличный хостинг для Вордпресс — наш выбор Fullspace

— убираем ошибки в коде и в шаблоне. Если вы не верстальщик и особо не разбираетесь в кодах, то заказать верстку кода лучше специалисту (например, на фрилансе). Шаблон лучше выбирать платный, дабы избежать всевозможных вредоносных кодов и зашитых ссылок.
— правило 3-х кликов. За 3 клика посетитель должен попасть на желаемую страницу. В противном случае слишком длинный путь может надоесть ему и он, не дойдя до нужной ему страницы, просто ее закроет.
— обязательно делаем форму поиска. На крупных блогах накапливается очень много постов на разные темы и чтобы не плутать по всем разделам, пользователь может воспользоваться формой поиска по блогу и в результате находить интересующую его информацию за считанные секунды.

3. Не раздражаем посетителя:юзабилити
— гармоничное размещение рекламных блоков на сайте. Ненавящевая и не вызывающая реклама не отпугнет посетителя и не заставит его быстрее покинуть сайт.
— отсутствие на сайте отвлекающих внимание информационных блоков, например множество счетчиков, облако тегов, календари и т.п. Все эти виджеты бесполезны для посетителя. Внимание пользователя рассеивается от такого многообразия информации и он просто забывает, зачем он зашел к вам. В результате — пользователь совершает побег с вашего блога ))

Анализ юзабилити сайта

Проводить анализ юзабилити очень полезно, ведь именно он помогает выявить проблемы в интерфейсе, а также провести ряд шагов, направленных на улучшение его удобства. Выделяют количественную и качественную оценку юзабилити.

К качественной оценке относят следующие характеристики:
целевая аудитория;
— цели и миссия сайта;
— описание функционала;
— аудит контента;
— анализ структуры сайта;
— технические параметры (работающие ссылки, настроенные редиректы 301, страница 404, и др.);
— наличие мобильной версии.

К количественной оценке относят:
— время загрузки страницы;
— время отклика страницы;
— время нажатия на какую-то кнопку;
— время, которое пользователь тратит на поиск определенной кнопки;
— время перехода с одной страницы на другую.

Анализ можно проводить самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов. Специалисты помогут провести грамотно аудит вашего ресурса и предоставить вам подробный отчет о проделанной работе. Если вы решите самостоятельно проверить и оценить юзабилити своего сайта, то можно воспользоваться сервисами, которые могут помочь вам в этом деле.

юзабилити

Приведу некоторые из таких онлайн-сервисов:

1. https://usabilityhub.com. В данном сервисе представлены три инструмента, с помощью которых вы можете провести анализ. Navflow показывает, насколько пользователь легко ориентируется на ресурсе. Fivesecondtest показывает элементы дизайна, на которые больше всего обращает внимание посетитель. ClickTest показывает карту кликов (heatmap), в которой собрана инфомация о страницах, на которые чаще всего кликают.
2. http://www.feng-gui.com. Программа показывает модель взгляда посетителя в течение пяти секунд. Используя ее, можно получить карту движения глаз пользователя по странице вашего сайта.
3. WebVisor от ЯндексМетрики. Сервис позволяет проанализировать поведение посетителя.
4. http://www.fabuza.ru.
5. Обратная связь. Самый простой способ оценить удобство пользователя, это напрямую спросить у него.

Аудит юзабилити сайта помогает выявить наличия проблем, мешающих удобству пользователя. Поэтому обращайте на это внимание и вовремя принимайте меры. Результат не заставит вас ждать, а посетители будут довольны и станут рекомендовать ваш ресурс своим друзьям. А ведь нам именно это и нужно, не правда ли, друзья?!

Удачи вам и До новых встреч на Blog-Bridge.ru!

Понравилась статья — поделись ее в социальных сетях!

Екатерина Калмыкова

Поделись с друзьями:

Комментариев: 8

  1. Алена Яснева

    Катя, не статья, а целый ликбез полезной информации в одном месте)

    Ответить
  2. Екатерина Калмыкова

    Ален, да я постаралась всю информацию изложить в одном месте, чтобы и читатели при необходимости ее пользовались и самой подглядывать время от времени *IN LOVE*

    Ответить
  3. Наташа

    Спасибо, отличная статья. Все эти принципы мне давно знакомы, но для людей характерно все забывать. Добавлю в закладки, чтобы как-нибудь серьезно «проработать» свой сайт.

    Катерина, было бы хорошо, чтобы кроме теории, Вы в блоге показывали практические кейсы. Например был сайт такой-то улучшали юзабилити такими способами, было так — стало так. Как результат были такие показатели — стали такие.

    живые примеры — бесценны

    Ответить
    1. Екатерина Калмыкова

      Да, признаюсь честно, я и сама частенько подглядываю в наши посты на блоге, чтобы освежить в памяти некоторые моменты.

      Хорошо, Наташа, будем стараться показывать и практику. Мне самой нравится читать разные кейсы и отчеты.

      Ответить
  4. Татьяна Суркова

    Катюша, здравствуйте, у вас не пост, а шедевр, всё учли и предусмотрели. Особенное спасибо за сервисы, многие просто слышу впервые, хотя вожусь с блогами уже третий год. Вы так здорово пишете, что я не могу не добавитьваш блог в закладки, у меня там есть специальная папка"интересные блоги", вот туда я ваш блог и добавила. Теперь буду к вам за наукой заглядывать, ещё раз огромное спасибо за ваш очень полезный труд, и ко мне на блог тоже заглядывайте, буду рада.

    Ответить
    1. Екатерина Калмыкова

      Здравствуйте, Татьяна!

      Спасибо вам большое за такой душевный комментарий и положительную оценку нашей работы. Вы не представляете как такие комментарии поддерживают и воодушевляют на дальнейшую работу. Хочется писать еще больше, еще лучше, чтобы все читатели блога оставались довольны и пользовались материалом себе на благо. Заглядывайте, конечно, к нам, да почаще )) Ну и мы не заставим себя ждать!

      Ответить
  5. Сергей

    Все это юзабилити, конечно, важно, нужно и полезно, но все же несколько переоценено. Как один из факторов удержания посетителя на сайте — да, пойдет, но сильно зацикливаться на нем не стоит. Хотя да, сейчас такой выбор сайтов в сети, что даже мелочь может сыграть решающую роль.

    Ответить
    1. Екатерина Калмыкова

      Сергей, ты прав. В условиях действующей конкуренции среди множества блогов и сайтов каждая мелочь в оформлении, юзабилити, дизайне и т.д. может играть решающую роль.

      Ответить

Оставить комментарий

=) 8) :( ;( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* *LOL* ]:-> *MACHO* *EEK*