Вот я и снова с вами, дорогие друзья! Засилье компьютеров и современных гаджетов приучает нас надеяться на эти «шпаргалки». Мы меньше стали запоминать, а нетренированная память быстро «теряет тонус».
Сегодня мы поговорим о том, как тренировать память, что еще способствует улучшению ее качества. Чтобы не оказаться в какой-то момент в ситуации «Маши-растеряши», которая впадает в ступор, потеряв телефон с записной книжкой и иными полезными данными.
Содержание статьи:
Как функционирует память и каковы ее виды
«Склероз проклятый!» — неловко шутим мы, когда забываем что-то важное или даже элементарное, что никак не должны были «потерять». Иногда эти моменты «провалов» даже пугают, и мы всерьез задумываемся: как лучше тренировать память?
Сначала давайте выясним главное - как функционирует память. Физиологи поначалу считали, что разные участки мозга ответственны за воспоминания конкретного вида. Но экспериментально было доказано, что алгоритм мозговых реакций гораздо сложнее. Его условно можно сравнить с мозаикой, собираемой посредством мелких пазлов сложной конфигурации.
Какие виды памяти существуют у человека?
Основных несколько:
- Слуховая;
- Зрительная;
- Тактильная;
- Моторная;
- Обонятельная.
Можно выделить у взрослых и детей в отдельную группу ситуативную память, но это, скорее, синтетическое понятие, а не отдельная разновидность явления.
Запоминая увиденное, воспроизводя это в образах, мы задействуем зрительную память. Нечасто встречается хорошо развитая способность запоминать информацию со слуха. Даже кратковременная, а уж талант к долговременному фиксированию информации «с голоса» еще более редок.
Статьи в тему:
Как тренировать слуховую память: простые упражнения для детей и взрослых
Как тренировать зрительную память: практикум для желающих улучшить свои способности
Что значит «моторная» память и есть ли методики ее тренировки? Это все, что «оседает» в мышцах, а еще шире — в двигательных реакциях тела. Мы учимся писать палочки, части букв, а потом и сами единицы слов. А далее делаем это автоматически, не задумываясь, рука сама «знает», чем одна буква отличается от другой и как она выглядит. Здесь вырабатывается навык, и идеально работает правило: «Повторение — мать ученья».
Тактильная память — это то, что мы способны оценить на ощупь. Ствол дерева, кирпич, бархат — эти и другие хорошо знакомые материалы мы можем быстро идентифицировать с закрытыми глазами, потрогав их.
Обоняние — более тонкая субстанция. Есть индивиды, у которых оно развито феноменально. Другие способны различить ограниченную гамму запахов, но, тем не менее, они тоже прочно отпечатываются в нашем сознании с детства и навсегда.
Внимание и самоорганизация
Любой психолог, физиолог, говоря о проблематике «мемории», обязательно выйдет на тему внимания и сосредоточенности. Действительно, это понятия очень близкие, взаимосвязанные. Рассеянный, не умеющий концентрироваться человек вряд ли станет асом запоминания.
И вопрос как развить память обязательно коррелируется с тренировкой внимательности. В детском возрасте проще всего это делать в процессе разнообразных игр. Несложно увлечь ребенка задачей запомнить ряд картинок, а в более старшем возрасте, и понятий. Особенно, если продумать мотивацию, систему поощрения.
Есть серия логических упражнений для памяти по типу «найди 10 отличий», чаще всего ребенку интересно отыскать эти «фишки», особенно, если в поиски включаются и взрослые, братья и сестры. Элемент соревнования подстегивает интерес, а значит, и повышает результативность поисков. Продолжить поиски сходства и отличий можно на прогулке. Вернувшись домой, задайте вопрос ребенку: кого было больше на площадке - девочек или мальчиков? Или какого цвета была собачка, что пыталась хватать мячик?
Если так тренировать память и мозг регулярно и постоянно, результат будет максимальным. Для взрослых это правило тоже действует. Идя на работу или обратно, старайтесь запомнить мелкие детали маршрута и их изменения с течением времени. Потом это все пригодится, если, например, оказались одни в незнакомом лесу.
Да и более банальные ситуации нередко требуют концентрации внимания. Нас нередко пытаются обмануть, вести в заблуждение. И совсем не лишним будет более четко представлять голос своих родных и близких, знать особенности поведения коллег и начальника, чтобы не попасться на удочку «шутников» или проходимцев.
Те, кто виртуозно играют в шахматы, привыкли просчитывать ходы. Им несложно прогнозировать и запоминать комбинации противника. Если вам эта игра кажется слишком сложной, займитесь с членами семьи, например, лото. Или собиранием пазлов. Поверьте, это очень увлекательно, и это один из простейших приемов тренировки подвижности мыслительных процессов.
Организованность — еще одно важное качество, способствующее выработке искомой способности помнить все. В статье «Как стать организованным и все успевать» я даю практические рекомендации, поэтому обязательно прочитайте ее.
О том, стоит ли записывать планы и фиксировать на бумаге «отчеты о проделанном», специалисты спорят до сих пор. А у практиков сомнений нет: это крайне полезная привычка! Планировать, расписывать, соблюдать определенный алгоритм действий — все это дисциплинирует и помогает развивать память. Важно определять приоритеты, знать, какие цели главные, а что можно отложить на завтра.
Статьи в тему:
Как научиться ставить цели и добиваться их: практикум для начинающих
Планирование: как организовать свой день, чтобы все успеть
На вопрос, что больше всего осложняет развитие и тренировку памяти, психология дает определенный ответ: разбросанность, попытки «объять необъятное».
Поэтому все же заведите себе блокнотик, ежедневник, где фиксируйте планы на каждый день. И не забывайте ставить себе плюсы и минусы. Самоорганизация очень способствует достижению поставленных целей. В том числе, это касается и стимулирования ментальных процессов.
Анализ и синтез информации
Из вышесказанного логично вытекает еще один эффективный способ тренировки и развития памяти — дробление информации, деление ее на более или менее цельные детали, удобные для запоминания. Так мы часто учим стихи. Скажем, письмо Татьяны к Онегину поначалу кажется «неподъемным», слишком длинным. А когда его разбиваем на фрагменты и заучиваем этими отрывками, оказывается, что «миссия выполнима».
Примерно так же поступают студенты перед экзаменом, вычленяя главное из конспектов и заучивая сначала эти ключевые понятия, определения, даты, а уже на них нанизывается и остальная информация.
Что помогает для памяти еще?
Обращаясь к практике того же заучивания стихов, несложно прийти к выводу, что повторение необходимо не только для моторики, но и для мозговых процессов. Когда четверостишие, строфу другого размера повторяем несколько раз, она неизбежно «остается на подкорочке».
Наибольший эффект даст сочетание в плане тренировки памяти разных приемов. Например, надо запомнить несколько номеров телефонов или адрес. Не всегда мы можем записать их, да и есть опасность потерять листок с данными. И телефоны теряются, ломаются, разряжаются. Конечно, мы можем попросить у кого-то другой телефон, но он окажется бесполезным, если самые нужные номера мы не помним.
Отвечая на вопрос, как тренировать память человека, специалисты чаще всего советуют включать сразу несколько ее видов, а также использовать разные развивающие методы и приемы.
Номер телефона лучше отложится, если разбить его на части. Записать на листе несколько раз: так будут работать и зрительные, и моторные реакции. Проговорите вслух несколько раз — так подключаем слуховой образ. Посмотрите на цифры внимательно: с чем они ассоциируются? Может, в каких-то из них угадывается день рождения друга или номер квартиры сестры, либо эти цифры напоминают о табличке на кабинете врача? Если мысленно «привяжете» одно к другому, то в нужный момент эти связи без усилий всплывут в мозгу.
Особенно, если привязка еще и эмоционально окрашена, то есть воспоминания, связанные с теми или иными цифрами, достаточно яркие.
Учимся ассоциациям у Цицерона и изобретаем свои методики
В последнем примере, говоря о том, как можно тренировать память с использованием нескольких способов, я уже затронула тему ассоциаций. Сейчас немного подробнее об этом важном моменте.
Юному поколению трудно представить, как их родители и бабушки с дедушками искали информацию без интернета, да и усваивали ее накрепко. А одно с другим связано, одно другому помогает, становится элементом тренировки для улучшения памяти. Потому что образует те самые логические цепочки. Откладывается наше желание отыскать нужное, особенно, если нам это реально интересно. Процесс поимки, связанные с ним «приключения» и т.д.
Сейчас, когда объемы информации многократно увеличились, их усваивать сложнее. Потому-то и приходится применять максимально разнообразные приемы активации мышления. А их можно позаимствовать, например, у мыслителей прошлых эпох. В мнемотехнике существует такое понятие как «цепочка Цицерона».
По воспоминаниям современников, этот неподражаемый оратор вовсе не был любителем экспромтов. Он тщательно готовил выступления, а заодно и развивал свою память, гуляя по просторному жилищу или окружающей территории. Когда рождалась яркая метафора, сильный эпитет, оригинальная игра слов, философ мысленно «клал» эти афористичные слова и фразы в приметные уголки дома и сада. А на очередном выступлении воспроизводил, как на кинопленке, это путешествие, «доставая» из вазы, из-под подушки, «срывая» с деревца очередной шедевр.
Можно и нам попробовать так же разложить, например, даты исторических событий, готовясь к экзамену по древней истории. Дату принятия христианства Русью спрятать в Библию, а день Ледового побоища — в холодильник, на самую высокую полочку уложить период правления Петра Великого и т.д.
Все методы хороши, надо пробовать и искать, какой более эффективен именно для вас.
***
Вот мы и подошли к завершению сегодняшнего обзора.
Прощаясь с вами до новых встреч, хотим пожелать активной, насыщенной жизни, с постоянным открытием чего-то нового. Впереди у нас еще много полезного и нескучного материала, поэтому подписывайтесь на обновления блога.
Расширяйте горизонты, а Blog-Bridge и я, Екатерина Калмыкова, вам в этом всегда поможем.
Пока-пока.
P.S.Оказалась статья полезной? — Поделитесь ею с друзьями!
Сегодня все хоть раз сталкивались с проблемами с памятью. И, к сожалению, кроме сетований, ничего не происходит — легче смириться, чем ввести в жизнь новые полезные привычки.
Вот поэтому я и решила написать статью на эту тему. Может быть она сподвигнет читателей на положительные изменения в своей жизни.
Отличной тренировкой памяти является также изучение иностранного языка. Любого, который вам нравится или который вам пригодится в дальнейшей жизни. Замечательная тренировка для мозга — вживаться в чужую языковую среду.
Согласна с вами. Это, действительно, отличная и полезная тренировка.