Рада приветствовать всех читателей и гостей блога Blog-Bridge.ru. С вами Екатерина Калмыкова. Наверняка каждый из нас ни раз слышал такую фразу «схватывает на лету». Так обычно говорят о людях с развитой памятью, в первую очередь, слуховой.
Есть такие люди — уникумы от природы, но на определенном уровне эти способности — дело наживное. И вообще, я считаю, что практически каждую способность можно развить в себе самостоятельно путем регулярных занятий и упражнений, способствующих данному процессу.
Главное не лениться, не винить во всем матушку-природу или родителей, а трудиться и еще раз трудиться.
Поскольку для блогера, да и вообще для любого человека, очень важно, чтобы эти два вида памяти были развиты как можно лучше. Ведь именно они чаще всего нас выручают, облегчают нам работу и помогают при возникновении определенного рода проблем.
О том, как улучшить зрительную память мы говорили с вами в этой статье. А сейчас поговорим о том, как натренировать запоминание речи, музыки, иных звуков, чтобы преуспеть в делах и лучше ориентироваться в повседневной жизни, то есть как развить слуховую память.
Содержание статьи:
Слышать — важное умение
Среди разных видов памяти слуховая занимает свою значительную нишу. Наш мир наполнен звуками, и часто они весьма значимы для нашей безопасности, спокойствия, профессионального и личного развития. Существует определенный набор рекомендаций, как тренировать слуховую память, но сначала давайте вспомним, как этим инструментом умели пользоваться наши предки.
Веками и тысячелетиями от поколения к поколению передавалась важнейшая информация, где-то в виде точных знаний, где-то в форме легенд, сказаний, религиозных и бытовых наставлений, стихов и песен. И ведь запоминали огромные тексты, в том числе, гомеровские поэмы и русские былины, философские трактаты разных авторов, математические выкладки!
Тайные знания сознательно старались не доверять бумаге, их хранили доверенные носители мистического наследия.
Сегодня у ребенка и взрослого есть набор «подручных» гаджетов, помогающих быстро находить нужные ответы, и даже таблицу умножения, теоретически, можно не учить: смартфон с калькулятором работает надежнее джина из кувшина.
Информацию, которая нам важна и интересна, мы запоминаем без труда и не прилагая особых усилий. Музыканту режет ухо фальшь любителей караоке. Талантливый автослесарь по звуку двигателя может определить некоторые его неполадки. Мать по малейшим нюансам интонаций различит голоса близняшек.
Вопрос в том, как помочь себе усвоить другую, менее важную для нас, информацию.
Кратковременная, но такая нужная
У школьников и людей, давно повзрослевших, существует память кратковременная. Ее назначение - это первичная обработка информации для ее понимания. Буквально несколько секунд нужно, чтобы принять услышанное, подвергнуть быстрому анализу, извлечь нужное и отправить этот «урожай» звуков в долговременное семантическое хранилище.
Этот вид слуховой памяти особенно востребован детьми. Ведь они изучают мир, каждый день встречаются с новыми понятиями, расширяют кругозор и словарный запас, учатся логике и запоминанию.
Что же мешает распознаванию и запоминанию со слуха?
- Рассеянность;
- Отсутствие интереса к предмету;
- Болезнь, физиологические проблемы памяти;
- Слабость или нечеткость звуковых сигналов.
Постарайтесь отсеять эти помехи и потренируйте с ребенком простейшие приемы укрепления разных подвидов слуховой памяти.
Итак, давайте подробнее остановимся на таком вопросе: как развить слуховую память? И отдельно поговорим как это сделать для детей, и для взрослых.
Для детей: учимся, играючи
Как развить запоминание, не отталкивая ребенка от этого занятия?
Это вполне возможно, если занятия организовать в виде игр:
- «Телефон». Суть: повтори вслух несколько слов, сказанных водящим на ушко. На первом этапе предложите чаду запомнить 3-4 произнесенных вами слова, когда навык закрепится, увеличивайте «дозу» постепенно, доведя до 10 слов. Отлично, если из них испытуемый запомнит 7-8, это искомый результат для долговременной памяти, для кратковременной — чуть меньше.
- Добавь предмет. Добавление к перечисленному, например, «расставляем» на праздничном столе блюда. Мама говорит, что поставила салат. Ребенок добавляет: хлеб и т.д. Главное - не только назвать больше кушаний, но и не повторять то, что уже «выставлено».
- Воспроизведи звуковой сигнал, то есть надо повторить набор звуков. Хлопаем в ладоши или стучим по столу, берем в руки металлофон или иначе производим звуки. Ребенок их воспроизводит в нужном порядке.
- Вспомни пару. Это упражнение не просто на реакцию и абстрактную память, здесь подключается и логика. Пары слов типа: лес-деревья, поле-цветы, школа-учитель произносит ведущий. Потом он же называет одно из понятий связки, ребенок добавляет второе.
- Подбери ассоциацию. Ассоциации — самое сложное, но и довольно интересное, в развитии предыдущей игры. К каждой из картинок надо будет подобрать ряд тематических слов. Скажем, к картинке с машинкой малыш добавляет понятия: «руль», «колесо», «водитель», может быть, «светофор» и т.д.
Для взрослых: полезное с приятным и увлекательным
Похожие задания можно использовать и для развития слуховой памяти в любом возрасте, ведь законы психики, да и физиологические реакции в основе — те же. И так же, как в ситуации с детьми, у взрослого запоминание идет эффективнее, если оно не «насильственное».
Наверняка каждый из нас с удивлением, спустя многие годы, обнаруживал в своей памяти увлекательные рассказы любимых учителей, а иногда и формулы из физики или математики, что отложились в ходе интересных уроков. Поэтому важно на тренировку настроиться, дать самим себе установку: это не только полезно, но и «прикольно».
Cамые простые приемы:
Прием 1. Перед сном расслабьтесь и постарайтесь из окружающих шумов вычленить конкретные звуки. У соседей по-прежнему громко работает телевизор. За окном, где-то далеко, лает собака. Загудели провода, видимо, ветер усиливается. А на кухне осторожно шуршит оставленным на полу фантиком котенок. Полная картина мира!
Прием 2. В обеденный перерыв или другое удобное время, например, принимая ванну, вспомните какой-то услышанный недавно звук. Пусть это какая-то просьба родственника. Произнесите ее про себя с максимально точной интонацией. Потом попытайтесь изменить громкость и оттенки настроения фразы. Забавно и весьма продуктивно.
Прием 3. Прослушайте отрывок песни или иного музыкального произведения. Поставьте на паузу и повторите. Теперь попробуйте то же самое, но «в виртуальной реальности», без звуковоспроизводящей аппаратуры, в уме. Работает мощно. Учите стихи, выбрав те, что вам реально нравятся, читая их вслух или включив аудиокассету. И время по дороге на работу скоротаете с пользой, и память усовершенствуете, и при случае сможете блеснуть эрудицией перед коллегами, партнерами, другими людьми, которых хочется удивить.
Предлагаю вам пройти тест из видео, который покажет, насколько развита ваша слуховая память. Скажу вам честно, у меня результат не очень хороший. Я уже давно заметила, что зрительная память у меня развита намного лучше слуховой.
Поэтому в последнее время я усердно стараюсь эту ситуацию улучшить. Потом обязательно напишу вам, что у меня из этого получилоась и какие приемы оказались для меня наиболее эффективными.
Скороговорки, последние новости, звук шагов, особенности речи других людей — есть масса вещей, которые мы слышим и можем запомнить. В жизни все может пригодится. Поэтому, будьте внимательны, наблюдательны, не теряйте интереса к окружающему, и тогда слуховая память будет развиваться с минимальными усилиями с вашей стороны.
Результат конкурса «Комментатор-снайпер»
А теперь я хочу поздравить нашего победителя-снайпера, который оставил 400-й комментарий на нашем блоге.
Напишите ваш кошелек и мы переведем выигрыш.
Напоминаю: следующий призер в «снайперском» конкурсе будет тот, кто оставит 500-й комментарий. О всех конкурсах, которые проводятся на блоге, можете прочитать здесь.
Читайте — высказывайтесь в комментариях — выигрывайте!
А я буду с вами прощаться. Пока-пока!
Понравилась статья — поделись ее в социальных сетях!
Подписывайся на обновления блога, чтобы получать все самое интересное прямо к себе на почту.
До новых встреч, с вами была Екатерина Калмыкова
В «телефон» и «вспомни пару» мы всегда с сыном играли, хоть у нас и не было проблем. Просто это забавно и к тому же полезно
Да, Нина, мы тоже играем: и весело, и полезно 😉
Хорошие рекомендации, особенно раздел для детей заинтересовал. Спасибо, Катя. 😛
Катя, всегда пожалуйста. Пользуйтесь со своими детишками, им наверняка понравится ))
Катя, всегда с удовольствием читаю все ваши статьи. Ну вот памятью слуховой надо точно заняться, я даже значения этому не предавала *LOL*
Моему старшему сыну наверное понадобится, жене покажу статью, пусть тренируются.
Уверена, что тренировки пойдут на пользу не только вашему сыну, но и вам. Поэтому тренируйтесь вместе, так веселее 😀
У меня хорошая слуховая память. Когда мы ещё в школе ездили с классом в Ташкент и нас возили по экскурсиям, я всё слушала. Не могу сказать, что я это делала очень внимательно, так как нас там много было. Но по возвращении в школу меня просили рассказать о том, что мы видели и я пересказывала то, что нам говорил экскурсовод.
Если меня ничто не отвлекает, то я хорошо всё запоминаю на слух.)
Ирина, это очень хорошо. Я вот такой слуховой памятью не могу похвастаться. Но, надеюсь, что это пока 😉
Спасибо за выигрыш. Буду и дальше участвовать , очень приятно побеждать *MACHO*
Еще раз поздравляем! Вы наш комментатор-снайпер номер один *MACHO*
Многие могут слышать, но немногие слушают — по-моему это сказано еще древними. Когда человек может концентрироваться на то, что говорит собеседник он начинает осознавать суть сказанного и слуховая память работает в его пользу
А у меня часто бывает, что именно при беседе я отвлекаюсь, например, на красивый макияж или мимику собеседника, что теряю суть разговора. Поэтому всегда стараюсь сконцентрироваться, но не всегда это получается *EEK*
Слуховой памятью мне нужно заняться, всегда ношу с собой ручку и блокнот))) Чтобы записать важные вещи, а то боюсь что в памяти не удержу)))
У меня тоже есть одна знакомая, я ей к примеру говорю чтобы она узнала до сколько магазин у нее в подвале работает,она мне тут же-Подожди, я запишу,что именно мне надо узнать. Вот так)
Вот, Ален, и у меня всегда с собой записная книжка. Все стараюсь записать, иначе половину информации точно забуду :-!
Да спасибо что напомнили за такие прекрасные игры, когда то мама со мной играла в телефон, как то подзабыл. Сейчас пойду играть со своим сыном, главное весело и полезно.
Сергей, всегда пожалуйста 😉
У меня больше развита зрительная память. Надо бы слуховую потренировать 😉
Мне кажется у каждого человека один вид памяти развит лучше другого. Главное — это определить, какой из них и начать тренировать *LOL*
Если слушаю обучающее видео, то все равно беру ручку и записываю главное. Так услышанное проще воспроизвести.
Я кстати тоже всегда записываю, конспектирую. Таким образом запоминаю все гораздо лучше и быстрее.
Нужно будет потренировать слуховую память, никогда не мог воспринимать информацию на слух
Хорошо, что есть различные упражнения, которые могут помочь в развитии слуховой памяти ))
Очень интересная статья, мы в саду часто играем в телефон, эта игра очень дисциплинирует детей, слух обязательно нужно тренировать. *LOL*
Скоро во все эти игры и я буду играть 🙂
Cпасибо, ребенку очень понравилось.