Плагиат сайта — дорога в суд или авторский ад? Не факт!

plagiat-sayta

Здравствуйте уважаемые читатели и гости блога Blog-bridge.ru. С вами Екатерина Калмыкова и Стив Джобс, который советовал: «Если хочешь идти новым путем, ты должен проложить его сам». Уж кто-кто, а он-то знал, о чем говорил. Но, на секундочку, это тоже его слова: «Сделай вид, будто контролируешь ситуацию, и люди тебе поверят».

Переводя с языка афоризма на общедоступный, что получаем в осадке? Ищи свои пути, а если не получается, используй протоптанные тропинки. Но сумей внушить окружающим, что эту дорогу торишь сам!

К чему это я? А к тому, дорогие друзья, что плагиат сайта вовсе не так страшен, как его порой малюют. Не верите? Попробую обосновать.

Дело о плагиате сайта: мы все — соучастники!

Все мы немного плагиаторы. Даже классики не избежали подозрений и прямых обвинений в том, что мысли не новы, да и слова все те же… Ну да, идеи витают в воздухе, и в чем грех, если они одновременно или последовательно посещают головы разных людей?

Что касается литературы, музыки, науки и ряда других областей деятельности, то там дела о воровстве идей возникают с завидной регулярностью с незапамятных времен. В том числе, и судебные разбирательства.

Юмористы шутят, что уже Адам был продуктом плагиата, ведь его Господь создал по своему образу и подобию. Но современным авторам от этого не легче, им приходится доказывать, что спорные строки пришли к ним в моменты ночных озарений, а не банально скопированы из трудов предшественников или, не дай Бог, современников.

Правда, доказать заимствования бывает крайне сложно. Даже если это незамысловатый, слабо замаскированный пересказ неких фраз. Плагиат — понятие размытое и спорное. Его сложно дистанцировать, например от подражания, проистекающего от искреннего обожания другого автора.

Ну, любит человек Чехова, перечитывает, знает наизусть. Проникается! Вот нечаянно (не специально!) и цитирует, ибо единомышленник.

Еще труднее разделить идеи, особенно, если вы удосужились их творчески переработать, красиво упаковать в собственную терминологию. Пойди найди, откуда «ноги растут».

Вот написала сейчас этот шуточный парафраз, секунду погордилась, что нашла неплохой ход. И тут же засомневалась: а вдруг это уже кем-то где-то сказано, я читала несколько лет назад и благополучно забыла. А тут всплыло. А чаще ведь, в жизненной суете, и посомневаться нам некогда.

А может, и не надо?

В крайних случаях, когда доходит до суда, в дело вступают эксперты-лингвисты. Они разложат тексты «на атомы», сличат, сделают профессиональные выводы. Секреты мастерства существуют, их даже иногда приоткрывают.

Например, в книге Татьяны Стексовой «Дело о плагиате: опыт лингвистической экспертизы» рассказано, по каким особым признакам аналитики делают заключения.

Так, на всякий случай, сразу признаюсь: именно название исследования натолкнуло на мысль выстроить данный текст, подзаголовки с использованием судебно-правовой терминологии.

zashhita

Аргументы в защиту «обвиняемых»

Давайте предоставим слово «адвокатуре». Наука и литература это все же немного другое, нам-то важнее оправдать использование «творческого цитирования» на интернет пространстве.

Когда мы ищем какую-то информацию в Сети, по запросу получаем кучу текстов. Открываем, листаем, и часто видим: это контентные близнецы, а то и клоны. Где-то причесанные и припудренные, где-то всего лишь сменившие «верхнюю одежду». И тут обвинения в копировании слышны крайне редко.

В чем причины такой лояльности?

Самое простое: существует такая «отмазка» как техническая уникальность. Господин Адвего Плагиатус или его «родня» легко выдадут вам справочку о том, что ваш текст стопроцентно уникален. Хотя вы просто поработали над синонимами, падежами, потасовали предложения и абзацы. Так это и есть нормальный подход к рерайту. Работа, не требующая сверхспособностей, но занимающая время, отрывающая силы, да и некоторые ментальные усилия прилагать все же заставляющая. Оплата — по труду.

И потом, у литературы, «бумажной» журналистики и виртуального рерайта и копирайтинга все же разные не только условия, но и задачи. Соответственно, плагиат для писателя — это покушение на его годами заработанную репутацию, да и на гонорар тоже. Рерайтер же никак не пострадает, если его статьей кто-то воспользуется в «корыстных» целях.

Собственно, для этого и трудимся, чтобы кому-то это было нужно. Хоть читателям, хоть коллегам.

Сами-то мы, готовя материал на заданную тему, тоже штудируем исходники, делаем, по сути, компиляцию из уже созданного другими. С той или иной степенью творческой переработки. Потом за основу возьмут уже наш контент, и это замечательно. Раз цитируют, используют, значит, не зря корпели, буковки в ряды выстраивали 🙂

В конце концов многие тексты в виртуальном пространстве не просто несут некую информацию, учат и развлекают. Они часто служат определенным маркетинговым целям.

Текст должен приносить пользу, побуждать к действию. Это главное, а его литературные достоинства и уникальность будут уже вторичными и «третичными» факторами успеха.

svezhaya-ideya

Главное алиби — свежая идея

О технической уникальности мы уже кратко высказались. Существует ряд инструментов для ее проверки: «Антиплагиат», Etxt, Advego Plagiatus, miratools.ru и другие ресурсы.

Все они функционируют по одному алгоритму. Мы заливаем в подготовленную форму свой текст, система его дробит на шинглы, то есть, частички определенной длины. И делает сравнительный анализ с другими обитателями сетевого пространства. Оценивается и орфография, и порядок расстановки слов, чем мы часто и пользуемся, меняя речевые единицы местами.

В конце концов, есть такой литературный прием: инверсия, когда фраза «выворачивается», дабы придать особый вес, сделать акцент на определенные слова.

Ну вот, подвигали фигурки на «шахматной доске», добились желанной циферки 100%. Но мы-то знаем, как достигли этих высот. Знают и другие. И могут потребовать доказательств фактической уникальности, то есть новизны идей.

Тут сложнее, блеснуть оригинальностью мышления, исключительностью идей — это высший пилотаж копирайтинга. Часто этими возможностями пользуются мастера провокации.

А что, всем нравится фильм «Географ глобус пропил», а мне — нет! И доказательства приведу, и аргументы найду. И с нобелевским комитетом поспорю, а то раздают премии абы кому, а у меня собственные кандидатуры давно имеются. Что, вы это считаете новым словом в модельном бизнесе? Не смешите, я сейчас развенчаю это заблуждение. Ну, это так, несколько идей для примера.

Кстати, выдавая такие «смелые» версии и гипотезы, вы не обязаны напрягаться по поводу технического абсолютизма. Цитируйте, пересказывайте вольно, ведь вы же не заимствуете, а просто спорите с авторитетами. А для этого надо вытащить на свет божий их «банальности».

chelovek-dumaet

А что к вышесказанному добавит заказчик «преступления»?

Это все хорошо, скажет заказчик. Упражняйтесь сколько угодно в словесных дуэлях или забудьте о них напрочь. Я тут главный! А вы обязаны выполнить поставленную задачу.

И действительно, что это мы про банальности и оригинальности. Если нам надо просто расхвалить, допустим, бананы, чтобы их купили. Или продвинуть любой другой товар, услугу. А их в интернете — как грязи: и таких же точно продуктов, и аналогичных магазинов. Надо завлечь покупателя. А как — это ваша прямая обязанность, креативьте или просто ищите болевые точки потребителя и наступайте, наступайте на мозоли!

Да, возразят многие рерайтеры. Мы-то перешли бы в наступление, но он же, заказчик, требует и товар сбыть, и уникальностью блеснуть. Тяжелый случай, и довольно распространенный, кстати. Так как написать все про ту же тумбочку или сайдинг, чтобы и самому не стыдно, и читателю, и «издателю» угодить?

Есть универсальные рецепты освежения текста. О них чуть подробнее — ниже.

Как обаять «сторону обвинения»?

Прокуроров и судей хватает. Как добиться оправдательного приговора и остаться на территории авторской свободы? Это я продолжаю «судебную» параллель повествования.

  1. Сначала все равно придется проверить на соответствующих сервисах. Выявить, где чаще всего повторы и перефразировать, отрерайтить.
  2. Вдавайтесь в нюансы. Это мало кто делает, так что уже будете оригинальными. В каждой теме есть свои маленькие секреты, детали, особые нотки. 50 оттенков серого от вас не потребуют, но 2-3 штриха не помешают. Ищите что-то дополнительное, уточняйте инфу.
  3. В продолжение вышесказанного: используйте несколько источников, всегда найдете что-то полезное. В том числе, и зарубежные исходники.
  4. Избегайте общих формулировок, штампов типа «команда высококлассных профессионалов», «проблема заключается в том»… Обойдите, зайдите с фланга или с тыла, найдите адекватную, но не столь заезженную замену.
  5. Учитесь на хороших примерах, полистайте, что другие пишут. Не копируйте, а именно растите на этой благодатной почве.
  6. Если уж заимствуете, ссылайтесь на автора. Цитируйте с его указанием. Больше будут верить.
  7. Привлекайте экспертов. И им приятно, и вам бонус, и читатель получит возможность сравнивать авторитетные, аргументированные, в то же время разные точки зрения.
  8. Если используете труд других авторов, пусть это будут личности, со своим стилем и своим видением мира.
  9. Ищите новые аспекты темы, новые ракурсы, акценты.
  10. Дробите, расчленяйте, упрощайте информацию. Если у самих есть хоть какие-то вопросы и сомнения, значит, они появятся и у читателя. Разъясняйте превентивно!
  11. Не бойтесь экспериментировать.
  12. Исследуйте аудиторию, задавайте вопросы. Советуйтесь. Читайте комментарии и отвечайте на них. Будьте в теме.
  13. Не пугайтесь, если цитируют вас. Значит, пришла популярность.

***

Завершить позволю себе еще одной цитатой. Могла бы перефразировать и выдать за свою, но поступлю честнее. Станислав Ежи Лец как-то сказал: «Плагиаторы, спите спокойно. Муза — женщина, она редко сознается, кто был первым».

Вам кажется, что где-то что-то подобное вы уже слышали? Мне тоже!

Ну вот, пожалуй, и все, что я хотела написать про плагиат.

Надеюсь, друзья, вам есть, что сказать, и как всегда я жду ваших мнений в комментариях. Обсудим?

С вами была Екатерина Калмыкова

Поделись с друзьями:

Комментариев: 6

  1. Николай

    Плагиат — он и есть плагиат. По-моему сейчас интернет на 90% если не больше, наполнен плагиатом. И не надо ссылаться на тяжёлый труд рерайтера, это тот же плагиат. Новую мысль или информацию очень редко встретишь...

    Ответить
    1. Екатерина Калмыкова

      Я бы сказала ее вообще не встретишь, она по-любому уже кому-то принадлежит или кто-то уже так подумал ))

      Ответить
  2. Ирина Каныгина

    Интересную тему Вы подняли. Можно ли сказать, что рерайтеры жертвы заказчиков? Т.е. они лишь удовлетворяют спрос на такого рода услуги, но никак не рождают его. Разве не будь рерайта, то количество оригинальных текстов увеличилось бы и свежих идей тоже прибавилось бы? В общем, если бы рерайт исчез, то стало бы лучше — вот основной вопрос после статьи.

    Ответить
    1. Екатерина Калмыкова

      Да, Ирина, вопрос остался открытым. И у каждого читателя будет свое мнение на счет рерайта, что вполне естественно. Я, например, склоняюсь к такой мысли, что именно спрос рождает предложение. А никак не наоборот.

      Ответить
  3. Евгения

    Было это лет пять- шесть назад, когда мои младшие дети ещё ходили в детский сад. Я им тогда перед сном в обязательном порядке рассказывала сказки или разные интересные истории, которые сама на ходу и придумывала. И вот, в декабре, дней за 15 до Нового Года, придумала я им историю о приключениях Деда Мороза. А через два дня на новогоднем утреннике в саду увидела эту истоию в исполнении кукольного театра, не во всех подробностях конечно, но суть одна и та же. Очень удивительно мне было. А может и действительно я эту историю когда-то слышала, да забыла. А может быть и чудо Новогоднее)

    Ответить
    1. Екатерина Калмыкова

      Интересная история, Евгения. Детский сад сплагиатил вашу сказку :) Как-то смогли подслушать и присвоить себе авторство. Видимо все подробности не запомнили, а суть уловили ))

      Ответить

Оставить комментарий

=) 8) :( ;( ;) :P :-D =-O :-! *IN LOVE* %) *CRAZY* *LOL* ]:-> *MACHO* *EEK*